понедельник, 24 июня 2013 г.

Заброшенные стартовые позиции проекта "Двина" для ядерных ракет Р-12У .

В это воскресенье, мы с другом, продолжили исследования заброшенных военных объектов.
На этот раз все намного интереснее. Нам удалось прикоснуться к былой мощи советских ядерных сил. Нашей целью стали заброшенные стартовые позиции (шахтные пусковые установки) проекта 8П763 ("Двина") для баллистических ракет средней дальности Р-12У, которые несли на себе ядерные боеголовки.

Спутниковый снимок стартовых позиций. Видны 4 пусковых шахты.
Для начала, совсем чутка истории. Коротко, чтобы не стало скучно=)

Р-12 — баллистическая ракета средней дальности, предназначалась для нанесения ударов по объектам на расстояниях до 2000 км (Европа и Турция) в составе наземного стартового комплекса. Р-12У — модифицированный вариант ракеты Р-12,  для использования в шахтных комплексах 8П763.
Состоял на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1990 годы. На боевом дежурстве с 15.05.1960 г., развернуто более 600 ракет. Последние ракеты уничтожены по договору РСМД в 1990 г.

Теперь касательно конфигурации самого комплекса.

Стартовый комплекс 8П763 («Двина»):
- 4 шахтных пусковых установки (расстояние между ШПУ – 70-80 м),
- подземный командный пункт,
- система заправки и др.
Размеры шахтной пусковой установки: высота – 24,126 м., диаметр стального стакана – ок.3 м., внутренний диаметр бетонного ствола – 4,8-5 м., внешний диаметр ствола – 7,2-7,5 м.
Устройство открывания крыши – рельсовое, сдвигается в сторону.

Ракеты загружались в шахты при помощи установщика специальной конструкции. К ним пристыковывались заправочные магистрали и кабели управления и внешнего энергоснабжения. В таком состоянии ракеты находились до начала предстартовой подготовки, в ходе которой осуществлялась заправка баков компонентами топлива и проводились другие необходимые предпусковые операции.

Данный комплекс располагается достаточно далеко от города, поэтому он еще не совсем уничтожен и там есть на что посмотреть. Дорога к нему отходит от одного, тихого шоссе в Ленинградской области. Это классическая военная бетонка. С шоссе ее практически на видно.

Дорога к ракетным шахтам.

Через 800 метров, после начала бетонки нам преградил дорогу шлагбаум. На табличке, расположенной рядом, было написано о том, что это частная территория, с собачками и вооруженной охраной. Телефон для справок также был указан. Позвонив на него, мы выяснили, что это территория какой-то фирмы, и что лучше туда не соваться. Ок. Вернувшись к шоссе, мы попробовали проехать по полю, но это оказалось невозможно. Поэтому, мы снова вернулись к бетонке, оставили машину у ее начала, и пошли пешком. После шлагбаума дорога шла по лесу.

Первый "КПП".

Через километр мы вышли ко второму КПП. Это был настоящий, военный пропускной пункт. Он стоял на развилке двух дорог. Одна уходила к ракетным шахтам, другая к бывшей военной части, обслуживающей комплекс (туда мы не пошли).

Второй КПП. Слева дорога к шахтам, справа к воинской части.

Также, перед КПП, находился пункт взвешивания автомашин. Осталось только само кирпичное здание и табло от весов.

Пункт взвешивания.

Табло весов.

После осмотра КПП и пункта взвешивания, мы продолжили свой путь. Примерно через километр мы вышли к шахтам. По правую руку стояло две стелы из бетона. На одной - выдержка из боевого устава, на другой, предположительно, дата основания части.

Стела с выдержкой из БУ.

Предположительно дата основания части.

Итак, теперь, непосредственно о комплексе. Представьте себе квадрат с длиной стороны около 80 метров. По его углам расположены четыре горки из бетона (крышки ракетных шахт), а в его центре находится горка, с торчащими из нее, вентиляционными шахтами (командный пункт).

Многотонная крышка ракетной шахты при необходимости пуска ракеты, по рельсам отъезжала вбок.

В центре крышки ракетной шахты был металлический люк, которого по понятным причинам уже нет, поэтому через отверстие, оставшееся после него можно заглянуть внутрь.

Верхняя часть шахты.

К сожалению, 3 из 4 шахт затоплены очень сильно. Последняя же шахта, практически без воды, поэтому она спокойно просматривается на свои 25 метров глубины.

Внутреннее оборудование пусковой шахты разобрано на металл. Спилены лестницы, демонтированы лифты ведущие к основанию.

Вид на шахту сверху. 

Осмотрев все четыре шахты мы прогулялись по территории. там очень много открытых люков, надо быть крайне осторожными, чтобы не упасть вниз.

 Неплохо сохранившаяся вентиляционная шахта.

Она же внутри.

После осмотра территории мы отправились изучать бункер. Чтобы долго не искать вход в зарослях, мы решили воспользоваться лазом, который вел в бывшее хранилище горючего (которое являлось частью бункера).

Лаз внутрь бункера.

На этом основании лежала цистерна с горючим для ракет.

Сам по себе бункер очень большой. Он состоит из 2 этажей и длинных коридоров к ракетным шахтам. Нужны мощные фонарики, чтобы все разглядеть. К сожалению, у нас таких не было, поэтому мы пытались снимать видео, со светом от слабенького фонаря, но вышло не очень.

Здесь можно снимать отличные фильмы ужасов. Слева лестница на нижний этаж.

Нам удалось приблизится к дну шахты через бункер.

Шахта из смотрового окна. Вид наверх. 

Коридор от бункера к ракетным шахтам.

Побродив минут 20 по бункеру мы вылезли на поверхность. Надо сказать, что впечатления от посещения смешанные. Масштаб сооружения, конечно же, впечатляет, но в тоже время есть и грусть из-за того, что все это заброшено, хотя могло бы охранять рубежи нашей Родины. 


На будущее. Берите с собой мощные фонари на такие объекты.


Комментариев нет:

Отправить комментарий