пятница, 12 июля 2013 г.

Завод Самсон. Забвение и закат.

Вчера я и мой друг навестили одно очень интересное место - завод Самсон. Построенный в начале 30-х годов прошлого века, он является настоящим памятником индустриализации того времени. Масштабы комплекса поражают, на громадной территории между Пулковским и Московским шоссе, расположилось множество различных построек. Доминантой заводского комплекса, является 6-ти этажное здание холодильно-колбасного цеха, с 42-метровой водонапорной башней.  В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на ней располагался наблюдательный и корректировочный пост, пулемётная зенитная установка, различная спецаппаратура. В 1942 году сюда поднимался командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Л. А. Говоров. Разумеется, нашей целью стала верхушка этой башни. Этот пост о том, как мы туда добирались.

Главные ворота завода. По обеим сторонам, расположены статуи быков работы В. И. Демут-Малиновского.
Подойдя к проходной, выяснилось, что мы забыли свои пропуска дома. Пришлось идти через черный ход. Для этого мы обошли территорию завода по периметру, и достигли места, где раньше проходила подъездная железнодорожная ветка.

Здание заводоуправления и проходной.

Попасть к железнодорожной ветке оказалось не очень просто. Путь к ней преграждали автостоянки, огороженные забором пустыри и территория института "Стройпроект". Тем не менее, проход был найден. Вне завода железнодорожная ветка была демонтирована, но она нам и не пригодилась, так как мы сразу увидели бывшие въездные ворота. Сейчас они заварены листами железа и опутаны колючей проволокой, но пролезть на территорию завода можно. Посетители вроде нас, отогнули один из железных листов, тем самым соорудив лаз на ту сторону ворот. Стойко преодолев это препятствие, мы оказались на территории завода.

Перед вами тот самый трехклятый лаз на территорию завода Самсон.

Здесь начиналась, грубо прерванная, подъездная железнодорожная ветка. По ней мы направились в сторону нашей цели.

Железнодорожный путь на территории.

Вскоре, мы вышли к одному из более новых корпусов завода. Табличка стоящая у путей предостерегала.

Берегись поезда!

Казалось бы, предостережение не актуально. Откуда на отрезанной железнодорожной ветке поезд? Тем не менее он есть. Несколько холодильных вагонов нашли здесь свое последнее убежище.

Этот поезд уже никуда не поедет.


Стоит заметить, что скоро, возможность посетить завод пропадет. Его готовят к сносу, а на его месте будет построен очередной жилой комплекс. Очень жаль, что никто не посчитал нужным сохранить этот памятник архитектуры. 

Далее, мы пошли по одной из дорог, проходящих по территории завода. По левую руку от нас, шла железнодорожная ветка, по которой мы пришли, а по правую - тянулись различные заводские здания.

Один из заводских корпусов.

Дорога, проходящая по территории.

Местная тяговая подстанция.

Вскоре, из-за деревьев показалась наша цель - водонапорная башня. Выглядела она, одновременно и величественно и жалко. Разбитые стекла и отваливающаяся штукатурка придавали ей загадочности и мы невольно ускорили темп, чтобы скорее попасть на вершину башни.

Вот она - наша цель!

Вообще, территория завода, отнюдь не безлюдна. Во-первых, здесь есть арендаторы, которые являются основной статьей доходов завода, а во-вторых, тут обитает целая армия выходцев из среднеазиатских республик. Мы вели себя уверенно, как будто мы здесь находимся по делу, и ни у кого не возникло вопросов, касательно нашего пребывания на территории. Основные здания завода, включая, упомянутый выше холодильно-колбасный цех, с водонапорной башней, заброшены. Вскоре, мы оказались на дороге между двумя корпусами, над нашими головами их соединяла крытая галерея.

Наконец-то мы на месте.

Интересный вход в корпус. Дверь оказалась заколочена.

От масштаба строений захватывает дух.

Найдя вход, мы обнаружили, что дверь заколочена. Пришлось искать другой вход. Для этого мы пролезли через шахту лифта и очутились в цехе, где царила темнота. Умело орудуя вспышкой на телефоне, я нашел лестницу на второй этаж. Внутри этих корпусов стоит разруха, видны следы демонтажа, нередко встречаются дыры в полу и стенах. Чувствуется, что это место готовят под снос. 

В  общем и целом этажи похожи друг на друга, но иногда встречаются интересные моменты. Впрочем обо всем по порядку. Процесс подъема наверх был подобен прохождению компьютерной игры. Моменты, когда нам удавалось продвинуться сразу на два этажа, были большой редкостью. Обычно, попав на этаж, нам приходилось весь его изучать, и только в конце этого процесса, мы находили темную и невзрачную лестницу наверх.

Один из заброшенных цехов. Таких на нашем пути было много.

На стенах цехов встречаются следы игр в пейнтбол. Так же, на них, периодически, можно увидеть подсказки от организаторов.

Одна из лестниц. Перила здесь - это большая редкость.

Визуально, мы недалеко от крыши, но путь не так короток, как это может показаться.

На одном из этажей мы наткнулись на длинный цех, который, помимо своего основного назначения, служил переходной галереей между корпусами завода. 

Цех, и одновременно, переходная галерея из одного корпуса, в другой.

Чем ближе к крыше, тем просторнее становятся помещения.

Лестницы завораживают, но в тоже время таят в себе реальную опасность.

Периодически, через дыры в стенах, открывается неплохой вид.

Мы практически на самом верху.

Длинная галерея.

Выйдя на крышу, мы увидели, что башня от нас достаточно далеко. Пришлось идти искать путь до нее дальше.

Висит груша, нельзя скушать. Идем искать путь до башни.

Как ни странно, долго бродить нам не пришлось. Вскоре, поднявшись по узкой лесенке, мы вышли на крышу и, о чудо, башня оказалась рядом с нами.

Вот она, заветная башня, совсем рядом. Вперед, на последний рубеж!

Итак, наконец-то мы находимся у подножья башни. Забавно, что дверь внутрь находится, практически, на уровне человеческого роста. К счастью, кто-то из первопроходцев притащил туда широкую доску, по которой, как по пандусу мы зашли в башню. Внутри, она разделена на несколько этажей, попасть на которые можно по лестнице, идущей вокруг лифтовой шахты. На одном из этажей, мы встретили и сам лифт.

Лифт, которому больше не суждено поехать.

На первых трех этажах, башня разделена на комнатки, на последующих такого деления нет. На треть этаже мы наткнули на базовую станцию одного сотового оператора. Особо останавливаться на пути мы не стали, все-таки нашей целью была вершина.

Четвертый этаж башни, в глаза бросается низкий потолок.

Это еще не самый верх, но уже виден масштаб сооружения.

Наконец-то настал момент, к которому мы так долго и упорно шли, мы оказались на самом верху водонапорной башни. Оттуда открывается великолепный вид на город!

Вид в сторону станции метро Звездная.

Вид в сторону Колпино.

Вид на юго-восток.

Ну и напоследок вид в сторону площади Победы.

Здание завода сверху смотрится очень масштабно.

К сожалению, уже вечерело, и мы решили отправиться в обратный путь. Осложняло маршрут то, что мы могли заблудиться в поисках выхода, что собственно и произошло. Зато мы посмотрели на те места где еще не были. А потом память вернулась и выход на улицу был найден.

И снова бесконечные лестницы.

В одной из комнат мы наткнулись на такую наскальную живопись.

Похоже это остатки местного актового зала.

Наш спуск окончен, и мы снова идем по территории некогда могучего предприятия, которое теперь пребывает в забвении. Громадные индустриальные постройки остаются за спиной, и вскоре скрываются за листьями деревьев. Такое впечатление, что это все происходило не наяву, а во сне. Сложно поверить, что этому месту предстоит исчезнуть с лица Земли. Рабочие снесут водонапорную башню, производственные корпуса и демонтируют железную дорогу. На смену индустриальному конструктивизму 30-х годов, придет современная архитектурная мысль. Завод останется в прошлом, а могучие быки, исправно защищавшие его более 80 лет, будут отпущены на волю. Их служба теперь окончена....



Комментариев нет:

Отправить комментарий